21 (8 ст. ст.) июля Русская Православная Церковь празднует чудесное явление Казанской иконы Божией Матери.
Согласно преданию, в 1579 году, в Казани, незадолго до того вошедшей в состав Руси, Пречистая Богородица явилась во сне девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца Данилы Онучина, и велела вырыть из земли Ее икону. Сначала рассказу ребенка не придали особого значения, но повторные явления убедили в реальности происходящего. Вскоре из-под пепелища сгоревшего дома извлекли чудесный образ Пречистой Девы. Написанная на доске из кипариса, икона представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем.
Событие обретения иконы описал настоятель казанской Никольской церкви священник Гермоген (впоследствии второй русский Патриарх и священномученик, † 1612 г.), а на месте явления иконы по велению завоевателя Казани царя Ивана IV был основан Казанский женский монастырь.
Наиболее почитаемыми списками (копиями) с Казанской иконы были чудотворные образы, хранившиеся в Казанских соборах в Петербурге и Москве. О каждом из них существовало предание, что именно данная икона была обретена в Казани и впоследствии оказалась в столице. Перенесение явленной иконы в Москву связывают либо с патриархом Гермогеном, либо с князем Пожарским, во время польско-шведской интервенции имевшим ее в своих войсках (1612 г.).
Появление Казанской иконы в С. -Петербурге связано с учреждением здесь новой столицы Российского государства. Вероятно, её привезла в 1710 году из Москвы царица Параскева Феодоровна.
Один из первых списков был передан царем Иоанном Грозным в Коломну, в мужской тогда Успенский Брусенский монастырь, основанный им за 27 лет до обретения иконы. В честь иконы был устроен придел в храме Успения, а при постройке Крестовоздвиженского собора, левый придел его был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.
В Престольный праздник обители состоялась служба в приделе Казанской иконы Божией Матери Крестовоздвиженского собора, после водосвятного молебна прошел монастырский Крестный ход. Праздник продолжился чаепитием для всех прихожан и паломников, посетивших обитель в день Престольного праздника.